Журнал
2023-05-26 11:54

Отпуск на Эльбрусе или «не устанешь — не отдохнешь!»

Ирина Исмаилова
Директор по маркетинговым коммуникациям, Спортмастер
Меня зовут Ира Исмаилова и у меня есть цель — в конце жизни я твердо решила отправиться на Марс (one way ticket), т. к. я категорически отказываюсь умирать на Земле. Надеюсь, что когда дело дойдет до отбора кандидатов, то я буду в лучшей форме из всех 85+ летних старух на планете и летящим на Марс астронавтами в полете пригодится мой житейский опыт и чувство юмора.
Эпиграф: на высоте 2345 метров над уровнем моря отца Федора укусил орел… (с)
Именно для этого я много занимаюсь спортом — чтобы отобрали именно меня. В качестве тренировки полета на Марс (и ближе к 50-ти моим годам) я решила стать альпинистом и попробовать подняться на Эльбрус. Еще мне рассказывали, что в горах красиво. Для кого как, а для меня это важно.

Все путешествие, включая само восхождение на Эльбрус, было рассчитано на 10 дней, в т. ч. акклиматизационные прогулки.

Смысл всей акклиматизации, что ты каждый день гуляешь дольше, дальше и выше. По хроно, километражу и высоте. Начали с 15 км.

С нами был очень опытный гид Паша Лактюшкин (бывший коллега моей коллеги, кстати - мир тесен и прослойка тонка), который нас за руку почти на Гору и привел. Профи, удивительно остроумный и спокойный чувак. Обожаю таких мужчин. Паша нас тренировал. За день до восхождения к нам присоединился второй гид — Борис. Итого у нас было 2 гида на 4 «восходительницы». Это идеальное соотношение на случай, если что-то пойдет не так и надо будет кого-то спустить.
День 1: Терскольское ущелье и водопад Терскол. 15 км, 4,5 часа. На высоте смешно раздуваются пальцы, девицам пришлось снять кольца. С особенным трудом снимались кольца с пальцев ног. Я сняла заранее, потому что такой же эффект «пальцев-сосисок» случается во время длительных забегов.

День 2: Водопад Девичьи косы и обсерватория. 20 км, 5,5 часов.

День 3: Склон горы Чегет. 25 км, 7 часов.
День 4: Подъем на подъемнике до станции «Мир» и прогулка выше станции «Гара-Баши». Это день, когда мы из Терскола перебрались/переехали на 3900 м. Это 15 мин ходу вверх от станции Мир и подъемника. Большая высота, 1,5 часа. Дышим и сохнем)).

Мы поселились в приюте LeapRus (Living Ecological Alpine Pod). Он самый современный и красивый. Некоторые мои друзья-альпинисты презрительно фыркнули, что типа, ну, конечно, вам небось еще и кофе на Эльбрусе подавали! Нет, не подавали, сами чай занесли и выпили и я лично не считаю чистый туалет, нормальные тарелки и наличие подушки чем-то чудовищно неспортивным. «Ротики закрыли!», я их попросила) и они закрыли. Два чистых и теплых туалета, талая вода для умывания в умывальнике, свет, душа нет (пахли мы все адово, даже при условии, что мы протирались влажными салфетками).

День 5: Скалы Пастухова от приюта. Взошли с 3900 на 4700 м. Самое сложное (ну, кроме восхождения на Гору, естественно). Чуть не сдохли. Я первый раз попросила у гида пощады — остановиться. Отказал, сказал, дойдем, там и отдохнешь…

Когда отдыхали, у меня было ощущение, что сидишь на атомном реакторе — такой жар идет от снега! Это как жарить яичницу на вулкане, наверное. Сгорели ноздри изнутри.
День 7: Штурм Эльбруса. Встали в 2 ночи, позавтракали гречкой и сладким чаем, сходили в туалет (раз по сто каждая). Это не смешно, а ооочень важно (вот и пригодился чистый туалет). В 3 ночи за нами приехал ратрак, который забросил нас до скал Пастухова, оттуда мы шли на западную вершину Эльбруса (5642 м), обогнув восточную вершину, через седло. Весь поход с подъемом и спуском у нас занял 7 часов и это было очень и очень сложно.

Для первого восхождения я очень рекомендую ратрак, он экономит силы и 4 часа времени минимум. Всем 4м девкам уже не 16, трем из нас под 50 лет, это наша первая Гора. Короче, нет, мне не стыдно за ратрак («ротики закрыли-2», если что). Стоит 15 тыс. с носа.
Впечатления от восхождения на Эльбрус:
Мне было сложно и так трудно еще только один раз в жизни, когда я рожала сына Тёму. Роды продолжались 24 ч, и это очень схожая трудность.

Прежде всего по дыханию (каждый шаг, каждый вздох ты делаешь сначала мозгом, просто заставляешь головой себя дышать и шагать). Это работа и терпение. Терпение и работа. На каждом привале (их было всего 4) ты просто лежишь первые несколько минут на спине и ловишь ртом воздух. Сердце в тебе стучится везде, особенно в районе позвоночника, хочет выпрыгнуть из тебя как Чужой в фильме Чужие. Меня просто разрывало. Справиться с дыханием, нормализовать его, привести в систему — самая важная работа там. Не истерить, стараться спокойно дышать. Ну, на сколько это возможно).
Такой красоты я не видела нигде и никогда. Даже катаясь на горных лыжах. Это все божественный театр, где декорациям отведена главная роль. Мир, как макет под оргстеклом, лежит у тебя под ногами. Наиболее часто повторяющееся слово в этом походе — это слово «крассссиииво!».