Фестиваль Тиджи в Верхнем Мустанге

История, традиции, основные события
Фотография автора статьи
Автор текста и фото: Дарья Уфимцева

Данная публикация является объектом авторского права. Запрещается использование текста или фотографий без предварительного согласия правообладателя — info@mountain-quest.com

В мае 2025 года Mountain Quest организует экспедицию в Верхний Мустанг с посещением
фестиваля Тиджи
В мае 2025 года Mountain Quest организует экспедицию в Верхний Мустанг с посещением фестиваля Тиджи
У участников будет отличный шанс стать частью одного из самых ярких и значимых местных праздников, который отмечается в Королевстве Ло более 650 лет, а также изучить удивительные культурные и природные достопримечательности региона.

Узнайте больше о программе путешествия и присоединитесь к нашему погружению в уникальную атмосферу фестиваля Тиджи в сердце Гималаев.
Далее мы расскажем о фестивале Тиджи в запретном Королевство Ло: истории праздника, традициях, основных событиях.
Далее мы расскажем о фестивале Тиджи в запретном Королевство Ло: истории праздника, традициях, основных событиях.
Фестиваль Тиджи или Тенпа Чирим — самый важный праздник Верхнего Мустанга. Он представляет собой трехдневное мероприятие, которое проводится между 27 и 29 числами третьего тибетского месяца Дава Сумба (середина мая). Его проводят на площади перед королевским дворцом в городе-крепости Ло-Мантанг.

В 2024 году фестиваль Тиджи проходил с 5 по 7 мая. В 2025 году он пройдет с 24 по 26 мая.
Дордже Шону (Ваджракила или Ваджракилая)
Источник: Yurei Fukuro, CC BY 2.0 via Wikimedia Commons
Термин «Тенпа Чирим» буквально означает «надежда на то, что Дхарма Будды восторжествует во всех местах и среди всех людей мира». Фестиваль широко известен как «Тиджи», что является неправильным произношением слова «Тенчи», которое само по себе является сокращенной формой слова «Тенпа Чирим».

Тиджи почитается как предвестник надежды и мира, и основан на мифе о божестве по имени Дордже Шону (Ваджракила или Ваджракилая), которое переродилось, чтобы победить демонов и злые силы, создавшие ад и страдания на земле. Благодаря силе своих танцев оно способно победить демонов и тем самым принести королевству мир и процветание. Таким образом, фестиваль изображает победу добра над злом.

Во время трехдневного танца в масках Дордже Шону показывает свои различные формы, а над площадью Ло-Мантанга раскрывается древняя тханка Падмасамбхавы.

За прошедшие годы фестиваль Тиджи стал главной туристической достопримечательностью Верхнего Мустанга.
Танец монахов в масках на фестивале Тиджи в Верхнем Мустанге

1

История Тиджи — главного фестиваля Королевства Ло

Призыв гневного божества Дордже Шону, которое, как считается, устраняет все формы препятствий, преобладает в Верхнем Мустанге со времен ламы Лово Кхенчена (1456–1532), сына второго короля Ло Амгона Сангпо, одного из величайших буддийских учителей своего времени, сыгравшего важную роль в распространении буддизма в Королевстве Ло.

Считается, что Тиджи начался примерно во времена Лово Кхенчена и продолжался с большой пышностью в течение нескольких столетий. Он стал одним из главных фестивалей Королевства Ло. Государство в то время процветало, еды было много, буддизм практиковали как королевская семья, так и миряне. Были построены большие монастыри и родились великие учителя. Свидетельства этого золотого века религии и процветания до сих пор можно встретить во многих деревнях в форме монастырей, дзонгов (крепостей), больших домов и частных часовен.

Во время правления 15-го короля Мустанга Аханга Джамбы Дадула (1816–1837 гг.) в Королевстве Ло произошли беспорядки и наступил экономический упадок. Королева не смогла родить сына, поэтому, чтобы умилостивить богов и устранить препятствия буддийским религиозным традициям, в Ло был приглашен великий мастер Сакьяпы из Тибета Нгачен Нгаванг Кунга Сонам. На фестивале Тиджи он исполнял танцы в масках в качестве главного танцора, или цово. В фольклоре описывается курган за городскими стенами Ло-Мантанга, где была закопана стрела, которую великий мастер использовал для изгнания демонов. Стрела оставила вмятину в кургане. Это место известно как Са-Каво или «Белая Земля» и существует по сей день. После визита Нгачена Нгаванга Кунга Сонама в Ло фестиваль Тиджи вновь обрел свою популярность и прежнюю славу.
Буддийские ступы в Верхнем Мустанге
К середине 19 века политические изменения в Непале затронули Мустанг (подробнее об истории Верхнего Мустанга мы писали здесь), и многие вековые традиции были отменены, включая Тиджи. Хотя главная церемония на городской площади больше не проводилась, Чоеде Гомпа, центральный монастырь Ло-Мантанга, продолжал отмечать фестиваль внутри монастыря. Это практикуется с 1963 года и продолжается до сих пор несмотря на то, что главный фестиваль возродился.

История последнего возрождения Тиджи гласит, что мирянину из Ло-Мантанга, Пембе, явилось привидение, и предсказало, что, если фестиваль Тиджи не будет проводиться, в Королевство Ло придут великое зло и страдания, регион охватят эпидемии, и повсюду будут смерть, болезни и нищета. Тогда король Верхнего Мустанга, 25-й в линии преемственности, Джигме Дордже Палбар Биста встретился с кхемпо (главным ламой) из монастыря Чоеде, представителями Ло Цо Дуна (местного совета) и высокопоставленными чиновниками, чтобы обсудить этот вопрос.

Было решено возобновить Тиджи. К 1970-м годам главный фестиваль на площади Ло-Мантанга перед Королевским дворцом снова отмечался с большим энтузиазмом.
Жители Ло-Мантанга, столицы Верхнего Мустанга, в традиционных одеждах во время фестиваля Тиджи
Таким образом, несмотря на большой антогонизм (как политический, так и экономический), традиции и преемственность Тиджи никогда по-настоящему не были нарушены и продолжаются в своей первоначальной форме в течение более шести веков.
Монах в маске животного во время фестиваля Тиджи в Верхнем Мустанге
верхний мустанг

18–31 мая 2025
Посетите самый зрелищный фестиваль Верхнего Мустанга

2

Значение фестиваля Тиджи для народа Мустанга

Карта Непала с Верхним Мустангом
Непал и Верхний Мустанг из космоса
Источник: NASA
Тиджи — один из самых известных и почитаемых фестивалей Верхнего Мустанга. Это время празднования и религиозного паломничества народа лоба со всего Непала.

Первоначально фестиваль начинался как религиозная церемония, призванная предотвратить препятствия и страдания, которые могут обрушиться на королевство. Позже он также стал символизировать надежду и силу народа Ло.

Из-за своего стратегического положения на пути через Гималаи Королевства Ло подвергалось частым нападениям со стороны своих соседей. Со временем фестиваль стал молебном короля и королевы Мустанга и народа Ло за мир и стабильность.
Главный танцор фестиваля Тиджи молится о победе добра
Божество Дордже Шону (Ваджракила) считается очень эффективным в подавлении всех злых сил и устранении препятствий. Жители Ло ревностно верят, что Тиджи защищает их. Они приписывают главному фестивалю Мустанга свою огромную удачу. Считается, что простое посещение фестиваля Тиджи принесет благо его наблюдателям.

3

Предфестивальная подготовка

Выбор главного танцора
Ключевым танцором или цово является монах, ведущий церемонию. Его считают воплощением божества Дордже Шону, убивающим демонов и отражающим все зло. Цово выбирается из числа монахов монастыря Чоеде в Ло-Мантанге на основании их старшинства и ранга (количества лет монашеского обучения, которое они прошли после уровня новичка).

Чтобы воплотить божество, цово должен получить посвящение Пхурбы, желательно от высшего ламы линии Сакьяпа. Он должен разбираться в писаниях, касающихся этой конкретной танцевальной практики, и уметь произносить их устно во время танца. Он должен знать ритуальную процедуру, все очень тонкие и сложные танцевальные шаги и уметь вести танец в масках в течение трех дней.

Прежде чем исполнить сам танец, цово проходит трехмесячный уединенный ретрит, оставаясь в изоляции в монастыре. В это время он готовит свой разум и душу и очищает себя, читая мантры Дордже Шону. Он не может говорить или встречаться с кем-либо, кроме одного человека, которого он выбрал, чтобы помочь ему завершить ретрит.
Портрет цово — главного танцора фестиваля Тиджи
Практика танца в масках
Ведущие танцоры и другие монахи отрабатывают танцевальные шаги перед основной церемонией. Эти традиционные и сложные танцевальные шаги на протяжении многих лет передавались от одного учителя к другому.

Изготовление подношений торма (скульптуры из масла и ячменного цветка)
За день до церемонии монахи монастыря Чоеде делают подношения. Торма изготавливаются из обжаренной ячменной муки, к которой добавляют сахар, масло и травы, а затем замешивают, как тесто. Торма лепятся различных размеров и форм, а затем окрашиваются в красный цвет, чтобы обозначить гнев, или белый — мир. Делается от сорока до пятидесяти торма, а также одна — в виде чучела, олицетворяющего демона, которого необходимо уничтожить во время фестиваля. Пять больших торма имеют треугольную форму и окрашены в красный цвет, а по краям вырезано изображение пламени.
Жители Мустанга выносят пять больших торма для празднования фестиваля Тиджи
Костюмы и маски
В танцах используются самые разнообразные маски. Некоторые изображают богов, другие — животных. Их изготавливают из глины, на которую в несколько слоев накладывают ткань с вкраплениями клея. Масса высыхает до образования плотной твердой маски). Эту затвердевшую оболочку затем извлекают из глины, разглаживают и окрашивают.

Костюмы также местного производства: длинные и струящиеся, многослойные платья из шелка и парчи. Цвет и форма костюмов различаются в зависимости от конкретного танца в масках. Костюмы дополняют сложными головными уборами различной формы.

4

Главное событие: три дня празднования фестиваля Тиджи в Ло-Мантанге

Фестиваль Тиджи представляет собой трехдневное мероприятие, которое проводится между 27 и 29 числами третьего тибетского месяца Дава Сумба (середина мая). Основное действие проходит на площади перед королевским дворцом в городе-крепости Ло-Мантанг.

Первый день фестиваля Тиджи (27-й день третьего месяца)
Утро начинается с собрания монахов монастыре Чоеде и вознесения молитв Ваджракиле.

Во второй половине дня на площади нарастает бурная активность. Среди рева традиционных длинных медных труб или дунгченов, а также ударов барабанов и тарелок на южной стене площади разворачивается огромный свиток или тханка, изображающий Падмасамбхаву. Говорят, что этой тханке более 400 лет, и на ней вручную вышито изображение Падмасамбхавы и двух дакини.
После подношения благовоний практикующие тантру из Ло-Мантанга приносят шесть чаш с зерном и торма на деревянном алтаре.

Затем приходят монахи в красных остроконечных шапках и садятся под развернутую тханку. Кхемпо, или настоятель монастыря Чоеде, сидит на несколько более высоком диасе в центре, а в дальнем конце его окружают монахи, дующие в дунгчен (длинные трубы).

Под пение гимнов и вознесение молитв начинаются танцы в масках. За этим наблюдают собравшиеся на площади люди.
Ца-Чам (Tsa Сham) выполняется в течение примерно двух часов; нежный и медленный танец в маске с изящными движениями и поворотами. Цово танцует в центре в окружении других танцоров, выстроенных в форме мандалы (геометрической медитативной диаграммы, обычно используемой для медитации). Всего выполняется около 52 различных форм шагов.

Танцы в масках символизируют подготовку или призыв божеств-покровителей, а также очищение и подготовку почвы, на которой исполняются танцы. Цово направляет своих товарищей-танцоров в каждую форму, сигнализируя о каждом изменении словесной командой. Для неподготовленного глаза такие тонкие изменения и шаги кажутся незаметными.
Второй день фестиваля Тиджи (28-й день третьего месяца)
Утро второго дня начинается снова с вознесения молитв Ваджракиле и собрания в монастыре. Днем развертывают еще одну большую тханку, почти точную копию предыдущей, но более новую по возрасту. Эта тханка также изготовлена из шелка и с вышитым вручную изображением Падмасамбхавы. На ней изображены восемь форм гуру, две дакини, король и королева, делающие подношения под тханкой.
Монастырь Чоеде во время празднования фестиваля Тиджи
Танцы в масках во второй день более активны и исполняются в более агрессивном стиле. В этот день в танцевальных сценах можно наблюдать различные виды животных и оружие, используемое для изгнания зла.

Танцы второго дня:

1) Нгачам (Ngacham) — танец с барабанами. Выносят соломенное чучело.

2) Менле-дхаки-до-ве-Чам (Menle dhakey do – we Cham) — последовательность различных танцев, символизирующих убийство демона. Они перемежаются танцами божеств, представляющих Дунгмара, главное божество королей Мустанга.

3) Танцы в масках животных. Всего в этом танце изображено 20–24 различных животных, включая тигров, оленей, яков, ворон, стервятников и лошадей. Животные в этом танце представляют свиту Пхурбы (Ваджракилы).
Танец монахов в масках в виде животных во время празднования фестиваля Тиджи в Верхнем Мустанге
Заключительный акт — Даки (Dhakey) или убийство демона. Цово прокалывает религиозным кинжалом соломенное чучело, символизирующее злого демона. Затем соломенное чучело подбрасывают в воздух.

Третий день фестиваля Тиджи (29-й день третьего месяца)
В третий и последний день утро снова начинается с вознесения молитв Ваджракиле монахами монастыря. Днем цово предлагает серкемп (Serkemp), ритуальное подношение нектара, в качестве призыва о помощи ко всем богам.

Снова танцуют монахи в масках, изображающих животных. Выносят чучело из теста, и под пение молитв и танцев цово, обращенный на северо-восток, пронзает чучело символическим кинжалом. Этот поступок символизирует победу над злом и его уничтожение. Отрезанная голова чучела закапывается перед главным входом во дворец.
Цово убивает демона церемониальным кинжалом во время фестиваля Тиджи в Непале
Танцы заканчиваются формированием шумной процессии во главе с монахами в масках, за которыми следуют члены королевской семьи, представители комитетов по развитию деревни и жители.
Монахи на улицах Ло-Монтанга во время празднования фестиваля Тиджи
Процессия движется по узким улочкам и у главных ворот города-крепости встречает монахов, несущих 5 больших красных торма. Короткий танец исполняется прямо за воротами города, в то время как члены королевской семьи производят несколько выстрелов из мушкета в воздух.
Монахи и местные жители празднуют Тиджи на улицах Ло-Мантанга
Процессия прибывает к Джива Чхортен, ступе за пределами города-крепости, и здесь монахи возносят молитвы.

Конечный пункт шествия — место под названием Соланг, расположенное за пределами городских стен. Здесь цово молится богам, а лук, стрелы и праща используются, чтобы символизировать победу над злом. Торма швыряют на землю, и, наконец, демоны изгоняются под громкие крики и стрельбу из мушкетов. Атмосфера радостная, участники кричат «Лха Гьяло» («Да победит Бог»). Трехдневная церемония заканчивается.
Знатный житель Верхнего Мустанга в традиционной одежде стреляет из ружья во время завершения фестиваля Тиджи в Ло-Мантанге
Жители Ло выражают свою огромную удачу и счастье, что смогли стать свидетелями еще одного праздника Тиджи, и молятся, чтобы за этим последовало еще много хороших лет. Холодный ночной воздух наполняется восторженными звуками песен и танцев, когда люди собираются на той же площади.
Группа монахов на фоне пустынного пейзажа Верхнего Мустанга после завершения фестиваля Тиджи
Фестиваль Тиджи — яркий пример того, как древние ритуалы и современные практики сосуществуют, отражая и сохраняя культурное наследие и духовные традиции Верхнего Мустанга.

5

Как добраться до Верхнего Мустанга

Добраться из Катманду до Ло-Мантанга, столицы Верхнего Мустанга, можно на автобусе, самолете, джипе. Каждый из этих способов имеет свои преимущества и недостатки, в зависимости от предпочтений, бюджета и комфорта. Важно учитывать, что дороги в регионе могут быть сложными, и погодные условия сильно влияют на доступность транспорта, особенно в случае перелетов или во время муссонов.

Во всех трех вариантах вначале нужно добраться до Покхары, второго по величине города Непала, а затем, сменив транспортное средство, продолжить путь в Джомсом, расположенный в Нижнем Мустанге на высоте 2800 м над уровнем моря.

Здесь мы подробно расписали все три варианта.

6

FAQs: Ответы на часто задаваемые вопросы

При подготовке статьи использованы материалы брошюры Tiji Festival. Lo Manthang, UNESCO Kathmandu.

Фотогалерея

Верхний Мустанг — это не пункт назначения, это путешествие во времени, где каждый уголок и каждый обычай открывают новый мир. Пришло время перенести свои знания из теории в практику.
Верхний Мустанг — это не пункт назначения, это путешествие во времени, где каждый уголок и каждый обычай открывают новый мир. Пришло время перенести свои знания из теории в практику.
Приглашаем вас присоединиться к нашему путешествию в Верхний Мустанг в мае 2025 года. Познакомьтесь с детальной программой путешествия и забронируйте место в этом незабываемом приключении. Не упустите шанс стать частью по-настоящему волшебного опыта.

Перейдите по ссылке и начните путешествие.
Приглашаем вас присоединиться к нашему путешествию в Верхний Мустанг в мае 2025 года. Познакомьтесь с детальной программой путешествия и забронируйте место в этом незабываемом приключении. Не упустите шанс стать частью по-настоящему волшебного опыта.

Перейдите по ссылке и начните путешествие.
Монах в маске животного во время фестиваля Тиджи в Верхнем Мустанге
верхний
мустанг

18–31 мая 2025
Посетите уголок мира, почти не затронутый глобализацией